Разделы

ru_banner.png
medical_forum2.png
RATING.png
ru_banner.png
medical_forum2.png

Развитие торговли

В городе Алматы функционируют 3306 объектов торговли, из них:

-         торговые дома и комплексы – 106;

-         рынки – 52;

-         магазины (продуктовые и промышленные) – 3148.

Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает создание крупных торговых, оптово-розничных, культурно-развлекательных центров, комплексов, супермаркетов, происходящее в последние годы. Совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса.

За январь-декабрь 2012 года объем розничной торговли составил 1268,6 млрд.тенге и увеличился на 6,7% к соответствующему периоду 2011 года.

Данное обстоятельство обусловлено появлением дискаунт-маркетов, т.е. торговых центров, в которых продукция реализуются с минимальной торговой наценкой. За  последние 3 года в городе Алматы открыто 12 оптомаркетов (наиболее крупные объекты - «Магнум», «Метро Кэш энд Кэрри»). Данные оптомаркеты работают напрямую с производителями, исключая звено перекупщиков. 28 апреля текущего года введен в эксплуатацию торговый центр «Алмалы». 19 октября 2012 года состоялось открытие торгового центра «Esentai Mall».

Благодаря прямым поставкам, рациональной организации процессов торговли, существенному товарообороту в данных центрах имеется возможность установления низких наценок, и, как следствие,  цены в дискаунт-маркетах на 15% ниже рыночных. Работа по открытию оптомаркетов ведется во всех 7 районах города Алматы.

Оборот оптовой торговли за январь–декабрь 2012 года составил 5214,1 млрд. тенге, что на 16,7% больше аналогичного периода 2011 года.

Следует отметить, что в 2012 году в городе Алматы благодаря ряду внешних и внутренних причин, в том числе активной работе по продовольственного обеспечению и стабилизации цен, удалось существенно снизить темпы инфляции, в частности по продовольственным товарам.

За 12 месяцев 2012 года уровень инфляции составил 106,1%.  За указанный период цены на продовольственные товары стали выше на 4,2% (по республике – 5,3%), что на 5,0% ниже уровня 2011 года.

В группе непродовольственных товаров уровень инфляции составил 2,9% (по республике - 3,5%), что на 2,4% ниже уровня 2011 года. Платные услуги подорожали на 12,1% (по республике – 9,3%), что на 6,8% выше уровня предыдущего года.

Как указывалось ранее, важным фактором по сдерживанию инфляционных процессов является работа по продовольственному обеспечению и стабилизации цен. В рамках названной работы в 2010-2012 годах был предпринят ряд конструктивных шагов, среди которых необходимо выделить следующие:

Ярмарки

В рамках реализации программы «Продовольственный пояс вокруг города Алматы» на еженедельной основе проводятся продовольственные  ярмарки во всех 7 районах города, где сельхозтоваропроизводители Алматинской области напрямую реализовывают собственную продукцию на 10-15% ниже рыночных цен.

Более того, в преддверии Нового года в Алматы указанные ярмарки работали ежедневно, тем самым, исключив необоснованный рост цен на основные продукты питания в предпраздничный период.

С целью насыщения города Алматы сельскохозяйственной продукцией на площади «Астана» 29 апреля, 8 сентября, 6 октября 2012 года проведены городские сельскохозяйственные ярмарки товаропроизводителей Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей. Продукция была представлена в широком ассортименте, по ценам на 15-20% ниже, чем на рынках и в супермаркетах города Алматы. Товарооборот проведенных ярмарок составил  412,8 млн.тенге.

Меморандумы и соглашения

Между акиматом города Алматы и крупными торговыми предприятиями города подписан Меморандум о стабилизации цен на хлеб и муку. Также, с указанными сетями достигнута договоренность о беспрепятственном доступе продукции отечественных товаропроизводителей в торговую сеть города, путем устранения различных платежей (так называемые «входные бонусы»).

Дискаунт-маркеты

Акиматом города Алматы ведется работа по содействию в открытии торговых центров формата «Cash & Carry» и оптомаркетов. Благодаря деятельности данных торговых центров, население города Алматы имеет возможность приобретать продукцию в среднем на 15% ниже, чем в остальной системе розничных продаж. При этом, в указанных центрах соблюдается высокий уровень обслуживания. Пропускная способность данных объектов 20,0 тыс. человек в сутки. Ежесуточный товарооборот составляет 30-40 млн.тенге.

Наряду с этим, следует отметить основные проблемные вопросы в области торговли:

1. Нехватка оборотных средств;

2. Административные барьеры.